«Человек, который тысячи раз сделал ката Теншё, и хорошо понимает его теорию, может не только отразить любую атаку, но и всегда сможет найти преимущество для себя в любой атаке, и всегда сможет идеально защитить себя».
Можно сказать, что это продолжение темы про кихон.
В переводе с японского «ката» означает «форма» или «формальное упражнение». В восточных Боевых Искусствах специальные комплексы приемов на протяжении веков были одним из ключевых методов овладения мастерством. Выполнение формальных упражнений ката совершенствует комбинационную и базовую технику, способствует развитию чувства пространства, улучшению периферийного зрения и постановке дыхательного контроля. В то же время ката является техническим искусством исполнения в БИ и рассматривается в качестве систематически организованных серий защиты и нападения, выполняемых по заданной симметричной схеме в определенной последовательности, при условии максимального умственного и физического сосредоточения и направляемых против воображаемых противников (одного или нескольких).
Результаты упорных тренировок многих поколений мастеров БИ подтверждают пользу и значение ката. Они проделали огромную работу, создавая схемы и комплексы движений ката на базе духовного и эмоционального опыта, накопленного в многочисленных личных поединках. Во многом благодаря именно ката техника БИ сохранялась и передавалась от поколения к поколению.
Ката – это своего рода «форма», внешне отображающая внутреннее содержание. В эту форму «отливается» техника БИ. Отличие ката от кихона состоит в том, что работа в кихоне подразумевает взаимодействие только с одним противником, тогда как ката – это в определенном смысле «хореографические» комплексы боя с несколькими противниками. Каждая ката представляет собой комплекс, предназначенный для показа и тренировки особых движений. В процессе выполнения ката происходит отработка различных задач: техники ударов, блоков, подсечек, бросков и перемещений, стоек, дыхания, ритмичности, остроты реакции, точности движений и многое другое. В ката собираются различные приемы, как защиты, так и нападения. Поэтому понимание смысла ката имеет большое значение для их правильного выполнения.
Различные школы или стили обладают определенными наборами классических ката (формальных комплексов), которые соответствуют определенным ступеням мастерства. Поэтому ката подразделяют на «ученические» ката и «мастерские» ката. Основное внимание в ученических ката уделяется самой «схеме» движений и правильному выполнению технических действий. Они могут казаться сравнительно простыми, но, в то же время, воплощают достоинство и стройность композиции. В более сложных мастерских ката, большее внимание уделяется правильности дыхания, чередованию напряжения с расслаблением, точности движений и их ритмичности, а также концентрации энергии. Также, используется условное деление ката на медленные и быстрые, «дыхательно-энергетические» и силовые.
Очень много людей, которые непреклонно отрицают ценность ката так же, как и кихона, утверждая, что они, как метод развития боевых навыков, бесполезны, и для спорта, и для самообороны.
Наша цель – сделать карате доступным для людей любого возраста с разным уровнем подготовки, поэтому занятия проводятся с индивидуальным подходом к каждому ученику в зависимости от его способностей.
Используем методики, при которых занимающийся может достигнуть любого желаемого результата.
КАТА
Масутацу Ояма